Главная / Статьи в помощь писателю / Как и почему надо делать электронную книгу

Как и почему надо делать электронную книгу

Не буду распространятся о причинах, толкающих людей на скользкий путь писательства. Это, конечно, вопрос интересный и его рассмотрение вполне можно было бы растянуть на двухтомный роман, но лучше я пожалею ваше время и оставлю данную тему нераскрытой. Вместо этого мы лучше поговорим о том как очередное гениальное, или нет, это уж у кого что получилось, произведение всё таки превращается в современный способ найти своего читателя — электронную книгу.

Итак, вы совершили подвиг написания собственной книги. Гордясь своей принадлежностью к осенённым музами небожителям и испытывая смесь радости и изумления в связи с тем что муки творчества всё таки принесли какие-то плоды, новоиспечённый писатель дрожащей рукой нажимает кнопку «печать» и, пока принтер деловито выплёвывает страницы, неизбежно задумывается - а что же ему теперь с ними делать.

Первым делом он конечно бросается гуглить или, в силу личных предпочтений, яндексить адреса всех крупных, а каких же ещё, ведь Его книги достойны только лучшие, издательств. Рассылая им своё творение, он заранее набирает в лёгкие побольше воздуха, чтобы не задохнуться под лавиной вот-вот посыпящихся на него со всех сторон предложений, но вскоре, глядя на пустую папку входящих, начинает прислушиваться к бесу сомнений, нашёптывающему что слухи о его гениальности несколько преувеличены. В конце концов, скрепя сердце, приняв тот факт, что никто не рвётся заключать с ним контракт, автор задумывается об издании книги за свой счёт (что тоже имеет место быть и является вполне приемлемым для приобретения начального уровня известности, который позволит в последующем вернуться к первому варианту).

Вышеизложенное верно в большинстве случаев, даже при условии соблюдения начинающим автором правил игры, как то: правильно составленная заявка на публикацию, включающая такие необходимые элементы как синопсис и забористое краткое изложение сути книги; обращение напрямую и по имени к редактору отвечающему в издательстве за книги вашего жанра (это разумеется, придётся выяснить заранее, например поискав в сети интервью или, не мудрствуя лукаво, по телефону); и тщательно выполненное литературное редактирование (во-первых, это показывает что вы серьёзно настроены и готовы работать, а во-вторых, ваша книга важна лишь для вас — никакой, сколь угодно профессиональный, редактор не станет ложиться костьми на алтарь вашего произведения — хотите красивый и связный текст — всё исключительно в ваших руках). Думаю не стоит разжёвывать очевидное и объяснять почему несоблюдение этих правил сводит и без того небольшой шанс заинтересовать своим произведением издателя к абсолютному нулю.

Если не брать во внимание отпечатанную для семьи и друзей дюжину экземпляров, решение издавать за свои деньги бумажную версию книги имеет ряд существенных недостатков, которые для обычного человека, не обладающего навыками продажи снега эскимосам, могут оказаться непреодолимыми. Помимо очевидно-отрицательного фактора высокой стоимости даже минимального тиража в мягкой обложке существует не менее, а может даже и более веский повод очень хорошо подумать, а затем подумать ещё раз, стоит ли желание подержать в руках увесистый том со своим именем на обложке потребующихся для этого геракловых усилий. Когда вы заберёте из типографии пахнущие свежей краской кирпичики для постамента своего нерукотворного памятника и сложите их у себя в квартире, обнаружив, что в процессе её размеры значительно уменьшились, вы столкнётесь с прозаичной задачей реализации прозы народу, без выполнения которой сказать тоже самое о вашей мечте о всеобщей любви... к вам, увы, не получится.

Учитывая нарастающую тенденцию к снижению спроса на печатную продукцию распродать самостоятельно тираж даже в скромные 1000 экземпляров будет ох как не просто. Вы конечно можете попробовать распространять свою книгу у станций метро или в электричках, но если среднестатистические люди читают всё меньше, то спешащие по делам или изнывающие от скуки пассажиры не расположены к приобретению книги неизвестного им писателя вовсе. Максимум чем они готовы заполнить тянущееся как облепившая зубы ириска время между станциями отправки и назначения это очередной карманный детектив из серии «прочитал и забыл». Ну, если вы написали именно такое «произведение», этот вариант для вас... в противном случае придётся обратить жаждущий признания взор в сторону более ортодоксальных торговых площадок, а именно книжных магазинов, рынков и досок интернет-объявлений.

Если с досками объявлений всё более или менее просто (поинтересуйтесь у гугла как правильно составлять объявления, ну или что такое мультиаккаунты, прокси и боты), то у магазинов и продавцов на рынках мыкающийся с единственной, да ещё и своей, книгой автор энтузиазма совершенно точно не вызовет. За редкими исключениями магазины не станут брать на реализацию ваши десять томиков — полученная с их продажи копеечная прибыль не стоит возни с оформлением договора, его отслеживанием и проведением через бухгалтерию растянутых на год выплат. Магазины работают с крупными оптовиками, которые поставляют им книги востребованными пакетами и сериями и вклиниться в этот прекрасно отлаженный, смазанный конвейер у вас не выйдет, ну разве что очень повезёт. Частникам на рынках вы тоже не интересны — книги и так не расходятся ни как горячие пирожки ни как холодные и поскольку прилавок их книжного киоска не имеет ничего общего с выставочной экспозицией, каждое место на нём должно быть занято тем что продаётся, то есть не вами.

Когда ваша фамилия или псевдоним обретут известность не только в узких кругах издатели и продавцы придут к вам сами. До этого славного момента вам придётся или прилагать титанические усилия для привлечения их внимания или избрать другой способ дать знать о себе миру.

В современных реалиях наилучшим способом издать свою книгу для начинающего писателя является выпуск её электронной версии. Действительно — предпочтения читателей всё уверенней склоняются к электронным книгам, количество интернет-магазинов, где их можно купить, а стало быть и продать, неуклонно растёт и главное — не надо беспокоиться о логистике, допечатывании тиража и сборе выручки с десятков торговых точек. Будущее всё таки наступило. И не надо забывать насколько это проще и дешевле. Стоимость одной только вёрстки бумажной книги может доходить, в зависимости от её размера и жадности исполнителя, до нескольких десятков тысяч рублей. Электронную же книгу вы можете сверстать и самостоятельно, так как это требует не специальных знаний и высокой квалификации, а лишь терпения и внимательного изучения требований к формату исходного файла. Литературное редактирование текста, как уже говорилось выше, это прерогатива автора, не стоит доверять столь важную для будущей жизни вашей книги роль посторонним. Единственным неизменно обязательным пунктом в обоих случаях является привлечение к работе над книгой профессионального корректора, так как орфографические ляпы и грамматические ошибки это то, чего уважающий себя писатель позволить себе не может. И, разумеется, в целом несложный процесс размещения электронной книги в магазинах не идёт ни в какое сравнение с попаданием в доступные только издательствам базы оптовиков книг «настоящих».

Для того чтобы создать электронную книгу вы можете воспользоваться программами типа Sigil или довериться алгоритмам сервисов автоматической конвертации вроде Smashword Meatgrinder или Amazon KDP и, кстати, хотя до весьма изрядных возможностей самиздата в буржуйнете нам как от Москвы до Пекина на карачках, схожие предложения есть и в России, например система ridero.ru (не то чтобы я её советовал, просто указал для полноты картины).

Остановимся поподробнее на уже упомянутых требованиях к исходному файлу.

Обратите внимание — вид электронной книги подстраивается под конкретное устройство чтения, так что её форматирование не содержит номеров страниц и не имеет жёстко заданных параметров отображения, поскольку они выбираются читателем на своё усмотрение и вкус.

  1. Файл должен быть в формате .doc;
  2. Файл не должен содержать отступов, состоящих из пробелов и символов табуляции;
  3. Переносы страниц должны быть оформлены с помощью «вставка/разрыв», а не множественными нажатиями Enter;
  4. Файл не должен содержать нестандартных дизайнерских шрифтов;
  5. Размер шрифта текста не должен превышать 14 пт;
  6. Заголовки и текст должны иметь одинаковые параметры стиля, кроме требующих выделения фрагментов (разумеется их стили различаются);
  7. Убедитесь, что в выбранных вами стилях указаны нужные шрифты, размеры и их оформление (если вы хотите чтобы текст был Arial 12 пт курсив, значит установите эти параметры в настройках стиля, а не выбирайте их с панели инструментов);
  8. Если в файле присутствуют таблицы вставьте их в виде изображений.
Конкретные указания как их выполнить содержат многочисленные FAQ и форумы, так что не вижу смысла копировать технические инструкции ещё и в данную статью. Укажу лишь на одну книгу - Smashwords Style Guide, написанную Марком Коукером, основателем Smashwords.com, о котором как раз и настала пора поговорить.

В 2008 году на свет появился сайт Smashword.com — инструмент для авторов, издателей и литературных агентов, помогающий выпустить электронную книгу, переформатировать её во все основные форматы и распространить среди крупных цифровых зарубежных ритейлеров. Если вы хоть немного в ладах с английским работать с ним достаточно просто и рекомендовано к рассмотрению в качестве возможного способа издания себя любимого. Бесспорно, это очень удобно — загрузил файл .doc в личный кабинет, нажал кнопку и получил на выходе свою книгу, да ещё и сразу начал её продавать! Но, как и везде, здесь тоже есть некоторые моменты, которые не стоит упускать из внимания.

Во-первых, на виртуальные прилавки крупных магазинов ваша книга попадёт только если пройдёт проверку модератора, а для этого файл должен неукоснительно соответствовать требованиям к его форматированию и иметь красиво и профессионально оформленную обложку, без которой книга застрянет во внутреннем каталоге.
Во-вторых, надо очень хорошо подумать, что вообще рекомендуется всегда и везде, насчёт самостоятельного размещения в таких монстрах как Amazon, iBooks Store и Google Play. Это позволит управлять продажами и продвижением в них напрямую, что, в прямом смысле, дорогого стоит. Как пример можно привести то ли клуб, то ли подписку Amazon Prime — годовой абонемент, позволяющий, помимо много чего прочего, получить бесплатный доступ к тем книгам, авторы которых пожелали подключиться к этой программе. Это, разумеется, со стороны читателя. Недоумеваете зачем автору раздавать свои произведения бесплатно? Кролики, как говорится, не только ценный мех. Помимо очевидного фактора повышенного спроса на халяву и, как следствие, роста узнаваемости бренда (да, имя или псевдоним автора это тоже бренд и относясь к нему соответствующим образом вы гораздо лучше поймёте как вам достичь популярности), Amazon также распределяет некоторый фонд наличности среди писателей, чьи книги были востребованы участниками клуба. Мелочь, а приятно. К тому же Amazon предоставляет авторам набор инструментов для публикации, как то kdp.amazon.com (электронные книги) и createspace.com (бумажные книги по требованию).

Во всех этих вариантах есть одно существенное упущение, которое вы уже наверное заметили — отсутствие среди названных крупных магазинов российских, что является (для патриотов) не патриотичным, а для людей делового склада ума несомненно требующим охвата огромным куском потенциальной аудитории. Крупнейшим посредником цифрового книжного рынка в России является Литрес, из чьих закромов книги попадают прямиком в магазины основных цифровых ритейлеров. Сам он, в силу своих размеров и мощи становится всё менее поворотливым и, отъевшись на сытной ниве растущего спроса на ебуки, мышей уже ловить не желает, делегируя эту функцию более голодным партнёрам, которые за относительно небольшую мзду с радостью разместят ваше творение в его каталоге. Сначала, конечно, надо обращаться с запросом в редакторский отдел Литреса, а затем, при отрицательном ответе, адресовать запрос «опубликовать книгу в Литрес» всевидящему Гуглу.

Итак, вы создали электронную книгу, всеми правдами и неправдами пролезли в интернет-магазины и, посчитав задачу выполненной, отправились отмечать это дело с друзьями, предоставив вселенной довершить вами начатое. Если вы поступили именно так, значит вы беспечно выпустили из рук поводья сноровистой гнедой по имени Удача и не удивляйтесь если она завезёт вас совсем не туда.
Если коротко — не расслабляйтесь. Длинный вариант — настало время заняться созданием медиа-фона. Вообще-то, начать этим заниматься можно и не дожидаясь окончания работы над вашей книгой, но всё таки болтающаяся перед носом сочная морковка наблюдаемой воочию статистики продаж заставит вас прибавить прыти и поможет не растерять пыл.

Думаю не стоит обсуждать такие бесспорно эффективные способы бешеного взлёта популярности как телевизионные ролики на первом канале или рекламные щиты на Тверской, в связи с их не сопоставимой с размерами банковского счёта большинства писателей стоимостью. Да и, к тому же, для активной читательской аудитории телевизор всё больше теряет позиции в качестве окна в мир, а, стало быть, если вы не пишете кулинарные советы и эротические новеллы, то от отсутствия в «ящике» немного и потеряете. Первым делом вам, конечно, надо обеспечить своё присутствие в социальных сетях, как затем, чтобы предоставить заинтересовавшимся вашим творчеством возможность познакомиться с ним и вами поближе, так и затем, чтобы застолбить для себя «официальные страницы автора», на тот случай если кому-то, с целью нажиться тем или иным образом, придёт в голову сделать это за вас. К тому же, социальные сети это неплохой инструмент для создания фан-групп и поддержания живого контакта с вашими читателями. Используйте его.

Лучше всего, если помимо аккаунтов в соцсетях вы создадите и личный сайт, который станет точкой притяжения для облака ссылок и упоминаний вашего имени в сети. Здесь вы сможете публиковать новости и анонсы, проводить акции и конкурсы, выкладывать ознакомительные отрывки своих произведений да и вообще высказываться по любому поводу и никто вам не сможет это запретить, ну кроме разве что Роскомнадзора. Активно используйте сайт писателя для повышения узнаваемости своего бренда и он отплатит вам сторицей. С ростом вашей популярности котируемость вашего имени будет также увеличиваться, потому обязательно запускайте сайт на собственном домене второго уровня, так как в этом случае ваши усилия будут увеличивать стоимость вашей собственности, а не того интернет-портала, у которого вы арендовали несколько мегабайт дискового пространства. Старайтесь как можно шире распространить благую весть о пришествии нового писателя, но делайте это с умом, иначе результат может оказаться прямо противоположным ожиданиям. Единственная, на совесть написанная и размещённая на популярном сайте, статья несравненно благотворнее повлияет на вашу писательскую карму чем тысячи мусорных спам-писем или десятки, автоматически размещённых через биржу, ссылок.

Небезынтересным способом увеличения популярности бренда была и остаётся банерная реклама. Обратите внимание, что лучше использовать её именно для повышения узнаваемости вашего имени, для чего необходимо разработать красивые, яркие банеры основных размеров и разместить их на посещаемых тематических (относительно стиля ваших книг) ресурсах.

Если вашей целью является именно увеличение продаж обратите внимание на группы социальных сетей. Воспользовавшись, например, биржей рекламы vk.com/exchange или сторонним сервисом sociate.ru подберите оптимальные по соотношению цена/количество участников группы и разместите в них призывающие посетить ваш сайт или непосредственно страницу магазина с вашей книгой посты. Старайтесь писать их так, чтобы это не выглядело назойливой рекламой, от которой уже всех тошнит — заинтересуйте ваших потенциальных читателей, донесите до них то лучшее, что вы вложили в свой несравненный труд, они должны захотеть познакомиться с вашим творчеством. Как? Вы ведь писатель? Не забывайте анализировать статистику размещённых постов, это поможет вам отсеять накрученные, не приносящие результата группы и выбрать работающие наилучшим образом продающие тексты.

Не стоит недооценивать и эффективность SEO, то бишь, простым языком, вывод своего сайта в топ основных поисковиков по как можно большему количеству популярных запросов вашей тематики. Полагаю здесь не место проводить ликбез по оптимизации, повышению релевантности страниц сайта, весам слов и склейке ссылок — те кого это интересует или уже в курсе или получат обо всём этом представление ознакомившись с содержимым многочисленных специализированных форумов и статей. Главное, чтобы этот аспект комплексного продвижения вашей книги не ускользнул из поля вашего зрения.

На этом я, пожалуй, завершу свой обзор причин и способов издать свою книгу именно в виде электронной и напоследок мне остаётся лишь пожелать всем, для кого он предназначен, терпения, вдохновения и удачи.

Sunny Greenhill