Главная / Статьи в помощь писателю / Должен ли писатель знать всё?

Должен ли писатель знать всё?

Возникала ли у вас, после прочтения в очередной книге фразы вроде: «И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством» или «Они подозревали то одно, то другое — например, неполадки в демпферах рыскания или разгерметизацию отсека электроники. Одно время эксперты всерьёз подозревали поломку рамы крепления двигателя, потом отказались от этой теории в пользу аварии реверса тяги», мысль: «сколько же всего должен знать писатель, чтобы написать по-настоящему интересную книгу»?

Действительно, профессиональные писатели используют в своих книгах такое количество разнообразной информации из стольких областей человеческого знания, а зачастую и за пределами его, что порой их эрудированность кажется превосходящей всякие, самые смелые предположения.

Бесспорно – ты должен иметь представление о том что пишешь, иначе твои голословные, а то и попросту смехотворные утверждения выставят тебя и твой слепленный из досужих домыслов роман далеко не в лучшем свете. Но так ли необходимо писателю обладать глубокими познаниями в любом вопросе, который он решил затронуть в своём произведении? Это, конечно, не возбраняется, но не является и непреложным требованием для того, чтобы описать те или иные предметы и события с достаточной степенью реалистичности. На самом деле писатель обязан лишь быть в курсе как можно большего количества фактов и теорий; так сказать, проскакать по верхам, но зато уж многие мили.

Поясню на примере — нет необходимости досконально разбираться в тонкостях ледникового бурения в Антарктиде, чтобы написать триллер о том, как в его процессе была обнаружена тайная база инопланетян и ненароком выпущенный на свободу вирус превратил половину человечества в зомби. Тем не менее, знание того, что при бурении многокилометрового льда в скважину заливают смесь керосина и фреона добавит этой, в остальном абсурдной, истории недостающий элемент правдоподобности.

Процитирую здесь Стивена Кинга, так как эта фраза замечательным образом обобщает всё сказанное в этой статье и до и после: «Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать». И это воистину так. Читайте книги, статьи, журналы — всё что покажется вам интересным или хотя бы полезным в плане интеллектуального развития. Заведите себе блокнот или файл на рабочем столе, как вам будет удобнее, и выписывайте туда понравившиеся мысли и сведения, чтобы когда они понадобятся вам не пришлось лихорадочно вспоминать где и что именно вы прочитали.

Не относитесь с пренебрежением к какому-либо жанру или направлению — применительно к конкретному повороту сюжета приключения Муми-тролля могут содержать не менее ценные идеи, чем статья в Popular Science. Также не стоит сбрасывать со счетов фильмы, сериалы и познавательные передачи — полноводная река информации содержит множество крупинок золота, которые обогатят ум и стиль усердного старателя.

Старайтесь охватить периферическим зрением всё доступное информационное пространство, не пытаясь заглянуть в его глубину — когда в процессе повествования возникнет надобность описать что-либо подробно — вы изучите это более подробно, для того же, чтобы в голове родилась идея новой книги или выстроился её сюжет необходима как раз широта обзора.

Подводя итоги - хороший писатель может иногда написать плохую книгу, но плохой никогда не напишет хорошую, а стать хорошим писателем не получится без изрядного багажа знаний и опыта. Это вовсе не значит, что решив написать книгу вы должны запереться в уединённой башне и посвятить каждый свой вздох самосовершенствованию и познанию мира. Развалиться в уютном кресле с увлекательным романом в одной руке и бокалом коньяка в другой не менее важная часть работы писателя, чем когда он сосредоточенно набивает на клавиатуре очередную страницу будущего бестселлера, так что не всё так уж плохо. Помните — шаг за шагом можно пройти любой путь и все когда-то делали свой первый. Удачи и вдохновения.

Sunny Greenhill